Зачем подрастающему поколению долган изучать язык предков?
Во-первых, потому что он в настоящее время находится в ситуации угрозы исчезновения.
Во-вторых, если генетически заложен код долганского языка, то только та личность способен изучать другие языки, которая в совершенстве владеет им, чтобы изъясняться с родителями и другими сородичами.
Пример из жизни. У нас в нулевом классе было 14 учеников, половина из которых приехали из тундры, вообще не зная русский язык и не понимая русскую речь. Но, как ни странно, в конце начальной школы не было из них ни одного, кто бы не писал диктанты грамотно. А в старших классах эти школьники, воспитанные в тундре, ни разу не допускали ошибок при написании изложений и сочинений. Не было ни одного школьника, воспитанного в посёлке, который бы мог искусно излагать свои мысли, красочно описать явления природы, как они — дети из тундры.
В-третьих, язык предков, на котором изъясняются родители и окружающие люди в долганоязыковой социокультурной среде жизнедеятельности, формирует не только логику мышления, но и нормы поведения на основе традиций и обычаев долган.
Пример из жизни. К началу проведения психолого-дидактического эксперимента в Хатангской школе-интернате, в кабинет вошёл пятиклассник и демонстративно сидел в верхней одежде. Он на обращение экспериментатора вообще не обращал внимания. Но, когда экспериментатор по-долгански спросил: «Ну и чего ты закапризничал?». Он тут же безоговорочно и реактивно снял с себя верхнюю одежду, аккуратно сложил их. А выражение лица сестры, рядом сидящей, спрашивало: «А что это было?». Пятиклассник и сам сидел тихо, смирно (даже руки сложил перед собой) и молчал, ничего не понимая. Вот так действует долганский (материнский) язык на поведение детей и взрослых.
И наконец, все загадки, сказки, рассказы, стишки-считалки, пословицы, поговорки и приметы, озвученные на долганском языке, формируют прекрасную логику мышления, которая регулирует поведение детей и взрослых.
Такую личностно-интеллектуальную силу воздействия на ум, эмоции и поведение имеет материнский язык, на котором изъяснялись предки долган.