Архиважные вопросы сохранения и развития долганского языка
Суть сохранения и развития долганского языка заключается в ответах на фундаментальные вопросы.
1. Умеют ли долганы читать не только быстро, но и осмысленно тексты, написанные на долганском языке?
2. Умеют ли долганы писать красиво и грамотно тексты сказок и загадок, пословиц и примет, рассказанные долганами старшего, но уходящего, поколения?
3. Умеют ли долганы красиво излагать свои мысли по-долгански так, чтобы их поняли окружающие сородичи?
4. Умеют ли долганы считать так, чтобы развить экономику оленеводства, рыболовства и охотного промысла так, чтобы наше подрастающее поколение не стояло на коленях с протянутой рукой и без рода, без племени?
4. Умеют ли долганы слушать и созерцать долганскую речь так, чтобы очистить свои умы и души?
Искренние душевные тревоги рыбака-охотника
Есть люди, которые пишут: «Ну, естественно, время не стоит, а было бы неплохо, если уже с началом учебного года запустить Вашу образовательную программу в школьное обучение, но с первого класса».
На что я ответила: «Для этого необходима заявка от школ и детских садов на имя Администрации Таймыра, Министерства просвещения Красноярского края на то, чтобы я провела лингвистический эксперимент, но все директора школ и заведующие детских садов трусливо молчат, чтобы не потерять свою должность».
Я в полной мере осознаю то, что необходимо пересмотреть традиционный вариант долганского алфавита для того, чтобы остановить процесс угрозы исчезновения языка и не оказаться в точке невозврата.
Мы всегда должны быть готовы принять новые перемены с достоинством.
Надо принимать решения, учитывая время и обстоятельства.
Фундаментальные: причина и следствия модификации алфавита долганского языка
Фундаментальная причина заключается в нефункциональности традиционного долганского алфавита.
Следствия этой причины.
1. Долганы перестали говорить по-долгански в семье и при общении с другими сородичами, а также на работе.
2. Не только внуки не понимают своих прародителей, но и дети не понимают своих родителей.
3. Внуки стыдятся своей этнической принадлежности, своих родителей и прародителей.
Перспективы развития долганского языка
Чтобы озвучить пункты перспективы развития долганского языка, необходимо ответить на базовые вопросы.
1. На каких офф — и онлайн-мероприятиях обсуждались вопросы и проблемы разработки и издания учебных и методических пособий по долганскому языку?
2. Как был решён вопрос представленности долганского языка в сети интернет?
3. Как и где создана языковая среда изучения долганского языка и культуры долган?
4. Как задействована — пресс-служба администрации Таймыра?
5. Какие бизнес-проекты по изучению долганского языка были разработаны и результативно реализованы?
6. В какой степени жители тундровых посёлков с.п. Хатанга проявляют свою заинтересованность к изучению долганского языка?
7. Существует ли необходимость в учебниках и учебных пособиях по долганскому языку?
8. Сколько учащихся из 8 школ в тундровых посёлках изучали долганский язык?
— Сколько лет изучали?
— Сколько учащихся умеет бегло читать: с 1 по 11 классы?
— Сколько учащихся умеет грамотно писать: с 1 по 11 классы?
— Сколько учащихся умеет считать по-долгански и умеет выполнять арифметические действия, комментируя их: с 1 по 11 классы?
Если честно ответят на эти вопросы чиновники школьного образования, учителя долганского языка и родители школьников, то будет ясна реальная картина языковой ситуации в школьной среде.