+7(923)367-37-74 zoya.ichinnorbu@mail.ru
0
(0)
Примерное время на чтение статьи: 4 минуты
Дети и этнопедагоги долганского языка

Самообучающаяся личность

Алексей Николаевич Леонтьев утверждал: «Личность рождается в онтогенезе дважды». Поэтому уже в три года ребёнок впервые рождается как личность, когда этот маленький «бунтарь» на каждом шагу говорит: «Я сам!». Именно поэтому воспитателей в детском саду тундровых посёлков с.п. Хатанга можно смело называть этнопедагогами дошкольного образования.

Ни для кого не секрет, что не только школьная, но и дошкольная система до сих пор такая, что заставляет детский ум быть пассивным слушателем по принципу: «Сиди тихо! Ни с кем не общайся! Просто потребляй мою информацию. Делай и говори, как я».

Процесс самообучения этим и отличается, что личность ребёнка не потребляет, а творит, задавая свои «неудобные» вопросы.

Самообучение

Что же это такое «самообучение»?

Самообучение — это процесс переработки и хранения новой информации, узнаваемой с помощью эмоций удивления, несогласия и состояния любознательности, трепета.

Личность трёхлетнего ребёнка рождается, благодаря тому, что ребёнок, будучи субъектом своих желаний и действий уже социализируется, перенимая нормы поведения ценности как мотивы собственного поведения.

В тундре ребёнок строго выполняет команду взрослых — это и есть то, что мы называем способностью ребёнка действовать согласно социальным нормам.

Осознанная жизнь 

Разумеется, только на настоящее мы можем реально повлиять, поскольку, с одной стороны, прошлое время не вернёшь, а будущее время ещё не наступило.

Где бы мы ни были и в каких житейских ситуация ни оказывались, мы всегда должны быть в курсе своих эмоций и мыслей здесь и сейчас. Потому что распознавание собственных мыслей и бурлящих чувств даёт эффективность общения и взаимодействия с другими людьми.

Очевидно, осознанность должна быть практичной.

Перед каждой реакцией на слово, взгляд и действие нам необходимо научиться глубоко дышать и быстро успокаиваться в разных житейских ситуациях.

Память и внимание — это два неотъемлемые согласные осознанности

Известный советский и российский нейрофизиолог, крупный исследователь мозга, Наталья Бехтерева, считала, что мозг у людей творческих всегда работает на сто процентов, но только работает по принципу ёлочной гирлянды: огоньки загораются по очереди — то одни лампочки загорятся, то другие.

Безусловно, результаты решения ежедневных задач составляют багаж социокультурного опыта не только взрослого, но и ребёнка, пополняясь с каждым его возрастом.

Когнитивно-образовательная детская активность. Философия этносемьи

Естественно, когнитивная наука, по сути своей, мультидисциплинарна, поскольку включает в себя психологию, лингвистику, нейронауки, искусственный интеллект и философию. Именно по этой причине я называю свою систему авторских принципов, методов и методик «Методология психолингвистики долганского языка».

Как ни странно, но каждый родитель в тундре является реализатором и мотиватором философии семейного воспитания на основе долганских традиций и обычаев, которые достались им от их предков.

Для знания долганского языка и владения им необходимо развивать свои когнитивные способности. А для этого важно уметь:

1) правильно и грамотно задавать вопросы;

2) понимать смысл долганских слов;

3) уметь переводить новую информацию из русского на долганский язык и обратно.

Да, есть элита (чиновники образования), которая меня не слышит, но … есть долганы, которые слышат то, о чём я думаю — это и есть СОЛЬ моей концепции (идеи)!

Память хорошо развивается не в ходе механического запоминания, а только в результате ПОНИМАНИЯ, осмысленного восприятия новой информации.

Сенсорная моторика как дверь в детский мозг

Сенсорные системы — это дверь в мозг: слышу, вижу, говорю, тактильно ощущаю, пробую на вкус. Но, в конечном итоге, как Т. В. Черниговская говорит: «… видим — мозгом».

Что значит в наше время понятие «цивилизованный человек»?

Во- первых, самообучающаяся личность должна быть духовно-нравственно воспитанной, чтобы быть коммуникативной.

Во-вторых, должна быть образованной, чтобы ясно и понятно излагать свои мысли и задавать правильно и логично сформулированные вопрос, поскольку в понятном вопросе уже содержится вопрос.

В-третьих, она должна мало-мальски разбираться в экономике, чтобы вести бизнесовую деятельность или семейную бухгалтерию.

Язык предков

 Изучая язык предков, молодое поколение:

1) учится учиться думать и понимать то, что и как делали наши предки, выживая в суровых природно-климатических условиях;

2) уметь держать внимание, чтобы чётко определить маршрут кочевья;

3) развивать память, чтобы вовремя кочевать и не ошибиться в траектории маршрута кочевья;

4) уметь ориентироваться в информационном потоке;

5) уметь рационально действовать, благодаря своим развитым когнитивным способностям принимать правильные решения.

Известная героиня, Алиса сказала: «… если хочешь оставаться на месте, ты должен очень быстро двигаться». Это означает, что необходимо уметь мыслить по-другому, креативно.

Принципы самообучения долганскому языку

1-ый принцип. Развивать речевые функции через формирование сенсомоторных навыков работы с предметами.

В дошкольном возрасте ребёнок должен больше:

1) лепить из пластилина, солёного теста;

2) рисовать, заштриховывать контуры фигур: геометрии, животных, птиц, растений, рыб и т.д.;

3) вырезать ножницами разные линии: прямые, волнообразные, остроугольные и т.д.;

4) перебирать бусинки или бисер с помощью пинцета.

В школьном возрасте ребёнок должен уметь писать буквы прописью:

1) озвучивая их вслух;

2) составляя из них слоги;

3) составляя из слогов долганские слова;

4) составляя из долганских слов простые и сложноподчинённые предложения.

2-ой принцип. Развивать музыкальный слух с помощью долганских песен, поскольку он благотворно влияет на формирование структуры и качество нейронной сети.

3-ий принцип. Бесперебойная мозговая деятельность.

Авторские методы самообучения долганскому языку

Необходимо создать развивающую личностно-интеллектуальную среду, в которой этнопедагог-дидакт должен следовать следующим методам:

1) метод когнитивно-образовательной деятельности;

2) метод коммуникативно-регулятивного сотрудничества;

3) метод сюжетно-ролевой ситуации общения и взаимодействия;

4) метод формирования знаниевых компетенций за счёт создания новых нейронных сетей;

5) метод развития социокультурного опыта личности каждого ребёнка и взрослого.

4-ый принцип. Детский мозг необходимо развивать, а не дрессировать.

Для этого можно одну и ту же школьную задачу, числовые выражения, неравенства или уравнения решать разными способами.

Если решать разные задачи, но одним способом, то у школьников никогда не сформируются знаниевые компетенции.

5-ый принцип. Смена когнитивно-образовательной деятельности на физическую для ориентации детей в пространстве и во времени, поскольку в этот момент мозг группирует и усваивает полученную информацию. 

Итак, каждый этнопедагог-дидакт должен уметь, с одной стороны, создавать этноязыковую развивающую среду с набором этнолингвистических дидактических материалов, а с другой — знать и применять уже мной разработанные и сформулированные методы и методики.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.