Самообучающаяся личность
Алексей Николаевич Леонтьев утверждал: «Личность рождается в онтогенезе дважды». Поэтому уже в три года ребёнок впервые рождается как личность, когда этот маленький «бунтарь» на каждом шагу говорит: «Я сам!». Именно поэтому воспитателей в детском саду тундровых посёлков с.п. Хатанга можно смело называть этнопедагогами дошкольного образования.
Ни для кого не секрет, что не только школьная, но и дошкольная система до сих пор такая, что заставляет детский ум быть пассивным слушателем по принципу: «Сиди тихо! Ни с кем не общайся! Просто потребляй мою информацию. Делай и говори, как я».
Процесс самообучения этим и отличается, что личность ребёнка не потребляет, а творит, задавая свои «неудобные» вопросы.
Самообучение
Что же это такое «самообучение»?
Самообучение — это процесс переработки и хранения новой информации, узнаваемой с помощью эмоций удивления, несогласия и состояния любознательности, трепета.
Личность трёхлетнего ребёнка рождается, благодаря тому, что ребёнок, будучи субъектом своих желаний и действий уже социализируется, перенимая нормы поведения ценности как мотивы собственного поведения.
В тундре ребёнок строго выполняет команду взрослых — это и есть то, что мы называем способностью ребёнка действовать согласно социальным нормам.
Осознанная жизнь
Разумеется, только на настоящее мы можем реально повлиять, поскольку, с одной стороны, прошлое время не вернёшь, а будущее время ещё не наступило.
Где бы мы ни были и в каких житейских ситуация ни оказывались, мы всегда должны быть в курсе своих эмоций и мыслей здесь и сейчас. Потому что распознавание собственных мыслей и бурлящих чувств даёт эффективность общения и взаимодействия с другими людьми.
Очевидно, осознанность должна быть практичной.
Перед каждой реакцией на слово, взгляд и действие нам необходимо научиться глубоко дышать и быстро успокаиваться в разных житейских ситуациях.
Память и внимание — это два неотъемлемые согласные осознанности
Известный советский и российский нейрофизиолог, крупный исследователь мозга, Наталья Бехтерева, считала, что мозг у людей творческих всегда работает на сто процентов, но только работает по принципу ёлочной гирлянды: огоньки загораются по очереди — то одни лампочки загорятся, то другие.
Безусловно, результаты решения ежедневных задач составляют багаж социокультурного опыта не только взрослого, но и ребёнка, пополняясь с каждым его возрастом.
Когнитивно-образовательная детская активность. Философия этносемьи
Естественно, когнитивная наука, по сути своей, мультидисциплинарна, поскольку включает в себя психологию, лингвистику, нейронауки, искусственный интеллект и философию. Именно по этой причине я называю свою систему авторских принципов, методов и методик «Методология психолингвистики долганского языка».
Как ни странно, но каждый родитель в тундре является реализатором и мотиватором философии семейного воспитания на основе долганских традиций и обычаев, которые достались им от их предков.
Для знания долганского языка и владения им необходимо развивать свои когнитивные способности. А для этого важно уметь:
1) правильно и грамотно задавать вопросы;
2) понимать смысл долганских слов;
3) уметь переводить новую информацию из русского на долганский язык и обратно.
Да, есть элита (чиновники образования), которая меня не слышит, но … есть долганы, которые слышат то, о чём я думаю — это и есть СОЛЬ моей концепции (идеи)!
Память хорошо развивается не в ходе механического запоминания, а только в результате ПОНИМАНИЯ, осмысленного восприятия новой информации.
Сенсорная моторика как дверь в детский мозг
Сенсорные системы — это дверь в мозг: слышу, вижу, говорю, тактильно ощущаю, пробую на вкус. Но, в конечном итоге, как Т. В. Черниговская говорит: «… видим — мозгом».
Что значит в наше время понятие «цивилизованный человек»?
Во- первых, самообучающаяся личность должна быть духовно-нравственно воспитанной, чтобы быть коммуникативной.
Во-вторых, должна быть образованной, чтобы ясно и понятно излагать свои мысли и задавать правильно и логично сформулированные вопрос, поскольку в понятном вопросе уже содержится вопрос.
В-третьих, она должна мало-мальски разбираться в экономике, чтобы вести бизнесовую деятельность или семейную бухгалтерию.
Язык предков
Изучая язык предков, молодое поколение:
1) учится учиться думать и понимать то, что и как делали наши предки, выживая в суровых природно-климатических условиях;
2) уметь держать внимание, чтобы чётко определить маршрут кочевья;
3) развивать память, чтобы вовремя кочевать и не ошибиться в траектории маршрута кочевья;
4) уметь ориентироваться в информационном потоке;
5) уметь рационально действовать, благодаря своим развитым когнитивным способностям принимать правильные решения.
Известная героиня, Алиса сказала: «… если хочешь оставаться на месте, ты должен очень быстро двигаться». Это означает, что необходимо уметь мыслить по-другому, креативно.
Принципы самообучения долганскому языку
1-ый принцип. Развивать речевые функции через формирование сенсомоторных навыков работы с предметами.
В дошкольном возрасте ребёнок должен больше:
1) лепить из пластилина, солёного теста;
2) рисовать, заштриховывать контуры фигур: геометрии, животных, птиц, растений, рыб и т.д.;
3) вырезать ножницами разные линии: прямые, волнообразные, остроугольные и т.д.;
4) перебирать бусинки или бисер с помощью пинцета.
В школьном возрасте ребёнок должен уметь писать буквы прописью:
1) озвучивая их вслух;
2) составляя из них слоги;
3) составляя из слогов долганские слова;
4) составляя из долганских слов простые и сложноподчинённые предложения.
2-ой принцип. Развивать музыкальный слух с помощью долганских песен, поскольку он благотворно влияет на формирование структуры и качество нейронной сети.
3-ий принцип. Бесперебойная мозговая деятельность.
Авторские методы самообучения долганскому языку
Необходимо создать развивающую личностно-интеллектуальную среду, в которой этнопедагог-дидакт должен следовать следующим методам:
1) метод когнитивно-образовательной деятельности;
2) метод коммуникативно-регулятивного сотрудничества;
3) метод сюжетно-ролевой ситуации общения и взаимодействия;
4) метод формирования знаниевых компетенций за счёт создания новых нейронных сетей;
5) метод развития социокультурного опыта личности каждого ребёнка и взрослого.
4-ый принцип. Детский мозг необходимо развивать, а не дрессировать.
Для этого можно одну и ту же школьную задачу, числовые выражения, неравенства или уравнения решать разными способами.
Если решать разные задачи, но одним способом, то у школьников никогда не сформируются знаниевые компетенции.
5-ый принцип. Смена когнитивно-образовательной деятельности на физическую для ориентации детей в пространстве и во времени, поскольку в этот момент мозг группирует и усваивает полученную информацию.
Итак, каждый этнопедагог-дидакт должен уметь, с одной стороны, создавать этноязыковую развивающую среду с набором этнолингвистических дидактических материалов, а с другой — знать и применять уже мной разработанные и сформулированные методы и методики.