В какой системе координат произойдёт трансформация сознания современного долганина, если он научится не только писать, читать и считать, но и размышлять по-долгански?
Векторы этноязыкового образования
Думаю, сегодняшняя динамика саморазвития личности детей и взрослых чётко определяет два вектора этноязыкового образования, с одной стороны, полезность этноязыка в становлении личности через формирование интеллекта, а с другой — в уничтожении личности как продолжателя рода и племени, когда молодое поколение, не зная языка предков, но имея представление об их культурах только по стилистическим костюмам, селфи красоток, красавцев и говору на ломанном долганском языке, будет себя считать представителем долганского этноса из соображения о льготности.
Социокультурное противоречие
Кстати, о льготах этнических групп чуть ли не в рупор кричат чиновники и депутаты, которые:
1) ездят на машинах, а не на оленях;
2) питаются в ресторанах, а не в чумах, балках и ярангах, забыв истинный вкус оленины и северной рыбы;
3) одеваются не в традиционно сшитую одежду, а в китайские дешёвки под знаменитые бренды;
4) обучают детей не традициям семейного воспитания, а тому, как на спекуляции КМНС можно наживаться;
5) уже полки в школьных библиотеках ломятся не только от большого количества учебников и книг на долганском языке, но и от многолетней пыли, которая годами благополучно оседает на них;
6) устраивать грантовые конкурсы не для истинных оленеводов, домохозяек, пастухов, рыбаков и охотников, потому что не сработает принцип — надо душить их так, чтобы они напрочь забыли чувство собственного достоинства — это вектор к обезличиванию представителей этнических групп.
Ну, как тут не задумаешься над словами академика РАО, А. Г. Асмолова, который сказал: «Это осознанная попытка нанести урон системному мышлению ребенка, его критическому мышлению и в целом сделать так, чтобы ребенок всё более и более оказывался нечувствительным к тем изменениям, которые происходят в культуре» (Мел).
Здесь речь идёт об образовании и культуре в целом.
Итак, дорогие представители этнических групп, пора всерьёз задуматься над изменениями алфавитов, фонетики, графики и орфографии, морфологии и синтаксиса, лексики, которые составляют базу этноязыкового образования.