+7(923)367-37-74 zoya.ichinnorbu@mail.ru
5
(1)
Примерное время на чтение статьи: 4 минуты

В чём преимущества этнодидактических принципов самообучения?

Во-первых, первые навыки самообучения в силу природной любознательности у ребёнка формируются в семье.

Во-вторых, традиции семейного воспитания подрастающего поколения приняты в определённой этнокультурной среде жизнедеятельности.

В-третьих, в любой семье имеются.

  1. Свой этнический (родной) язык общения, формирующий этноязыковое сознание представителей конкретного этноса.
  2. Обычаи в этнокультурной среде жизнедеятельности как нравственно-духовные нормы поведения.
  3. Этнические традиции ведения хозяйства, например, если ребёнок привык заботиться об олене, то он будет хорошо знать повадки, пищу оленя, а не верблюда, барана, слона, коровы или козы.
  4. Этнокультурный фольклор как народное творчество: эпические, лирические и драматические произведения:
  • былины;
  • исторические песни;
  • сказки;
  • предания;
  • легенды;
  • сказы;
  • пословицы;
  • поговорки.

И наконец, изначально личность ребёнка познаёт своё близкое окружение: природные явления и процессы, животные, людские отношения, язык и т.д.

Более того, именно в этнокультурной среде жизнедеятельности ребёнок воспитывается и обучается согласно дидактическим принципам самообучения, с одной стороны, познавая объективную реальность, с другой стороны, формируясь как самообучающаяся личность духовно-нравственными и хозяйственно-бытовыми средствами трудового воспитания подрастающего поколения.

Этнические особенности детей из тундры

Какие этнические особенности самообучающейся личности детей формируются, благодаря этнодидактическим принципам самообучения?

  1. Настороженность.
  2. Закрытость.
  3. Молчаливость.
  4. Застенчивость.

Этнодидактический принцип преемственности поколений

Одним из ключевых принципов этносемейного воспитания является этнодидактический принцип преемственности поколений как передача старшим поколением своих знаний и опыта подрастающему поколению.

Если старшее поколение не может передать свои знания и опыт, то прекращает своё существование: род, этнос, народ.

Этнодидактический принцип создания семьи

Если есть супружеская пара, но нет детей, то нет и семьи вообще, потому что именно рождение и воспитание детей создают этническую семью.

Поскольку дети — это продолжение фамильного рода и сохранение долганского этноса, то родители, прародители должны видеть в детях главных партнёров.

Такая детско-родительская позиция объясняется тем, что через 20-30 лет дети будут тоже создавать свои семьи и будут выполнять родительские права и обязательства.

Следовательно, преемственность — это нить, которую никак нельзя разрывать, потому что она привязывает детей к дому, родителям, роду.

Дети – это гордость для каждой семьи в тундре, потому что они – главные партнёры:

  • в сборе ягод и грибов;
  • в заготовке дров;
  • в изготовлении предметов быта и одежды;
  • на охоте и на рыбалке;
  • в торговле;
  • в качестве пастухов.

Источники реализации этнодидактических принципов самообучения

Первый источник самообучения — это семья.

Второй источник самообучения — это природа тундры, лесотундры.

Третий источник самообучения — это гигиеническая защита детей и взрослых в природно-климатических условиях жизнедеятельности. Поэтому на первом месте потребности стоит проблема шитья и ремонта традиционно этнической одежды из оленьей шкуры:

  • головного убора;
  • обуви;
  • парки, например, к детским паркам обязательно пришиваются колокольчики и украшения из серебра и из мамонтовой кости, оленьих рог.

Здоровье детей в тундре как ключевой критерий тундровиков

Как правило, дети грудными считаются до 3 лет, с одной стороны, материнское молоко содержит все витамины и минералы, которые так необходимы для растущего организма, а с другой – сосательный рефлекс необходим для физического, психоэмоционального и когнитивного гармоничного саморазвития малыша на протяжении этих лет в статусе грудника без стресса.

Возможно, ещё и поэтому дети в тундре начинают говорить рано и членораздельно, потому что врождённый сосательный рефлекс способствует формированию речи и мышления, а также дикции.

Общеизвестно, что саморазвитие мозга детей тесно связано с движениями рта и стимуляцией нервных окончаний в ротовой полости. Может быть, именно поэтому дети до двух лет всё пробуют на язык, на зуб.

Более того, когда ребёнок сосёт материнскую грудь, он невербально общается с мамочкой, что значит, что он через такое невербальное общение получает до 90% всей информации.

Интересно, но детям в тундре никогда специально не остужают горячие: питьё, суп или мясо, потому что они сами остужают путём дутья, складывая губы в трубочку. А холодные руки согревают своим дыханием. В качестве жевательной резинки дети жуют серу лиственницы, полезную для зубов.

Уже с 2 лет дети мясо режут своим миниатюрным, но острым ножичком. Они и лучинки строгают сами, чтобы разжигать огонь в чуме или в балке.

Дети не играют, а реально трудятся, чтобы быть полезным в семье. Мальчики арканят оленьи рога, чтобы научиться вылавливать оленей для своей упряжки. Возможно, поэтому мальчики в 11-12 лет уже охотятся, а девочки самостоятельно ведут хозяйство, обстирывают себя и членов семьи, плетут различные украшения для праздничной одежды.

Именно природа даёт им возможность быть физически сильными и выносливыми, воспитывает сильный характер и гибкость тела, пространственную ориентацию равновесия через катание и прыжки с высоких гор, на которые надо ещё взобраться.

Смысл жизни

Смысл жизни — это первый принцип этнодидактики самообучения.

роблема – дети перестают самостоятельно обучаться; проявлять волевые качества самообучающейся личности; теряют способности мыслить, рассуждать, размышлять путём наблюдения, сравнения, анализа, синтеза, воображения. У них притупляется внимание, ослабляется память.

Вывод. Необходимо сохранить вековую образовательную среду, не нарушая технологию самообучения. Именно поэтому, личностно-интеллектуальный процесс самообучения должен проходить в кругу семьи и в ходе коллективно-распределительной трудовой активности в семье и ради семьи.

Знаниевые компетенции тундровика

Знаниевые компетенции тундровика — это второй принцип этнодидактики самообучения.

Проблема – отчуждение детей и родителей из-за того, дети теряют навыки ведения традиционных видов хозяйствования или вообще не умеют ничего делать: пасти оленей, вести оленеводческое хозяйство, рыбачить и охотиться.

Вывод – НЕЛЬЗЯ отрывать детей, с одной стороны, от родителей, а с другой – от этнокультурной среды жизнедеятельности.

Формирование практических знаниевых компетенций в оленеводстве, охоте и рыболовстве, а также навыки пастуха формируются только в тундре и при наличии оленьего стада, благодаря которым дети умеют считать и выполнять арифметические действия: сложения, вычитания, умножения и деления. Для этого не нужны школы-интернаты.

Вековая преемственность поколений

Вековая преемственность поколений — это третий принцип этнодидактики самообучения.

Проблема – выпускники школ-интернатов, колледжей и вузов не возвращаются в тундру.

Вывод. Выпускники школ-интернатов и учебных заведений должны вернуться в тундровые просторы не только в качестве оленевода, пастуха, рыбака и охотника, но и профессионалами в области зоотехнии, ветеринарии, экономики и бизнеса.

Кочевое образование

Таким образом, кочевое образование – это не дань моде и не метод зарабатывания «лёгких» денег чиновниками !

Это житейская практика на научной основе:

  • философии;
  • этнопсихологии;
  • менеджмента в области социокультурных проектов;
  • этнопедагогики;
  • психологии этнодидактики самообучения.

Итак, дорогие педагоги и родители, вам следует грамотно организовать коммуникативно-регулятивное сотрудничество.

Подписывайтесь на наш Инстаграм. Будет много интересного и полезного материала для талантливых педагогов и продвинутых родителей! Наша задача, помочь личности каждого ребёнка быть умным, добрым, сильным и здоровым как физически, так и психически!

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.