В чём преимущества этнодидактических принципов самообучения?
Во-первых, первые навыки самообучения в силу природной любознательности у ребёнка формируются в семье.
Во-вторых, традиции семейного воспитания подрастающего поколения приняты в определённой этнокультурной среде жизнедеятельности.
В-третьих, в любой семье имеются.
- Свой этнический (родной) язык общения, формирующий этноязыковое сознание представителей конкретного этноса.
- Обычаи в этнокультурной среде жизнедеятельности как нравственно-духовные нормы поведения.
- Этнические традиции ведения хозяйства, например, если ребёнок привык заботиться об олене, то он будет хорошо знать повадки, пищу оленя, а не верблюда, барана, слона, коровы или козы.
- Этнокультурный фольклор как народное творчество: эпические, лирические и драматические произведения:
- былины;
- исторические песни;
- сказки;
- предания;
- легенды;
- сказы;
- пословицы;
- поговорки.
И наконец, изначально личность ребёнка познаёт своё близкое окружение: природные явления и процессы, животные, людские отношения, язык и т.д.
Более того, именно в этнокультурной среде жизнедеятельности ребёнок воспитывается и обучается согласно дидактическим принципам самообучения, с одной стороны, познавая объективную реальность, с другой стороны, формируясь как самообучающаяся личность духовно-нравственными и хозяйственно-бытовыми средствами трудового воспитания подрастающего поколения.
Этнические особенности детей из тундры
Какие этнические особенности самообучающейся личности детей формируются, благодаря этнодидактическим принципам самообучения?
- Настороженность.
- Закрытость.
- Молчаливость.
- Застенчивость.
Этнодидактический принцип преемственности поколений
Одним из ключевых принципов этносемейного воспитания является этнодидактический принцип преемственности поколений как передача старшим поколением своих знаний и опыта подрастающему поколению.
Если старшее поколение не может передать свои знания и опыт, то прекращает своё существование: род, этнос, народ.
Этнодидактический принцип создания семьи
Если есть супружеская пара, но нет детей, то нет и семьи вообще, потому что именно рождение и воспитание детей создают этническую семью.
Поскольку дети — это продолжение фамильного рода и сохранение долганского этноса, то родители, прародители должны видеть в детях главных партнёров.
Такая детско-родительская позиция объясняется тем, что через 20-30 лет дети будут тоже создавать свои семьи и будут выполнять родительские права и обязательства.
Следовательно, преемственность — это нить, которую никак нельзя разрывать, потому что она привязывает детей к дому, родителям, роду.
Дети – это гордость для каждой семьи в тундре, потому что они – главные партнёры:
- в сборе ягод и грибов;
- в заготовке дров;
- в изготовлении предметов быта и одежды;
- на охоте и на рыбалке;
- в торговле;
- в качестве пастухов.
Источники реализации этнодидактических принципов самообучения
Первый источник самообучения — это семья.
Второй источник самообучения — это природа тундры, лесотундры.
Третий источник самообучения — это гигиеническая защита детей и взрослых в природно-климатических условиях жизнедеятельности. Поэтому на первом месте потребности стоит проблема шитья и ремонта традиционно этнической одежды из оленьей шкуры:
- головного убора;
- обуви;
- парки, например, к детским паркам обязательно пришиваются колокольчики и украшения из серебра и из мамонтовой кости, оленьих рог.
Здоровье детей в тундре как ключевой критерий тундровиков
Как правило, дети грудными считаются до 3 лет, с одной стороны, материнское молоко содержит все витамины и минералы, которые так необходимы для растущего организма, а с другой – сосательный рефлекс необходим для физического, психоэмоционального и когнитивного гармоничного саморазвития малыша на протяжении этих лет в статусе грудника без стресса.
Возможно, ещё и поэтому дети в тундре начинают говорить рано и членораздельно, потому что врождённый сосательный рефлекс способствует формированию речи и мышления, а также дикции.
Общеизвестно, что саморазвитие мозга детей тесно связано с движениями рта и стимуляцией нервных окончаний в ротовой полости. Может быть, именно поэтому дети до двух лет всё пробуют на язык, на зуб.
Более того, когда ребёнок сосёт материнскую грудь, он невербально общается с мамочкой, что значит, что он через такое невербальное общение получает до 90% всей информации.
Интересно, но детям в тундре никогда специально не остужают горячие: питьё, суп или мясо, потому что они сами остужают путём дутья, складывая губы в трубочку. А холодные руки согревают своим дыханием. В качестве жевательной резинки дети жуют серу лиственницы, полезную для зубов.
Уже с 2 лет дети мясо режут своим миниатюрным, но острым ножичком. Они и лучинки строгают сами, чтобы разжигать огонь в чуме или в балке.
Дети не играют, а реально трудятся, чтобы быть полезным в семье. Мальчики арканят оленьи рога, чтобы научиться вылавливать оленей для своей упряжки. Возможно, поэтому мальчики в 11-12 лет уже охотятся, а девочки самостоятельно ведут хозяйство, обстирывают себя и членов семьи, плетут различные украшения для праздничной одежды.
Именно природа даёт им возможность быть физически сильными и выносливыми, воспитывает сильный характер и гибкость тела, пространственную ориентацию равновесия через катание и прыжки с высоких гор, на которые надо ещё взобраться.
Смысл жизни
Смысл жизни — это первый принцип этнодидактики самообучения.
роблема – дети перестают самостоятельно обучаться; проявлять волевые качества самообучающейся личности; теряют способности мыслить, рассуждать, размышлять путём наблюдения, сравнения, анализа, синтеза, воображения. У них притупляется внимание, ослабляется память.
Вывод. Необходимо сохранить вековую образовательную среду, не нарушая технологию самообучения. Именно поэтому, личностно-интеллектуальный процесс самообучения должен проходить в кругу семьи и в ходе коллективно-распределительной трудовой активности в семье и ради семьи.
Знаниевые компетенции тундровика
Знаниевые компетенции тундровика — это второй принцип этнодидактики самообучения.
Проблема – отчуждение детей и родителей из-за того, дети теряют навыки ведения традиционных видов хозяйствования или вообще не умеют ничего делать: пасти оленей, вести оленеводческое хозяйство, рыбачить и охотиться.
Вывод – НЕЛЬЗЯ отрывать детей, с одной стороны, от родителей, а с другой – от этнокультурной среды жизнедеятельности.
Формирование практических знаниевых компетенций в оленеводстве, охоте и рыболовстве, а также навыки пастуха формируются только в тундре и при наличии оленьего стада, благодаря которым дети умеют считать и выполнять арифметические действия: сложения, вычитания, умножения и деления. Для этого не нужны школы-интернаты.
Вековая преемственность поколений
Вековая преемственность поколений — это третий принцип этнодидактики самообучения.
Проблема – выпускники школ-интернатов, колледжей и вузов не возвращаются в тундру.
Вывод. Выпускники школ-интернатов и учебных заведений должны вернуться в тундровые просторы не только в качестве оленевода, пастуха, рыбака и охотника, но и профессионалами в области зоотехнии, ветеринарии, экономики и бизнеса.
Кочевое образование
Таким образом, кочевое образование – это не дань моде и не метод зарабатывания «лёгких» денег чиновниками !
Это житейская практика на научной основе:
- философии;
- этнопсихологии;
- менеджмента в области социокультурных проектов;
- этнопедагогики;
- психологии этнодидактики самообучения.
Итак, дорогие педагоги и родители, вам следует грамотно организовать коммуникативно-регулятивное сотрудничество.
Подписывайтесь на наш Инстаграм. Будет много интересного и полезного материала для талантливых педагогов и продвинутых родителей! Наша задача, помочь личности каждого ребёнка быть умным, добрым, сильным и здоровым как физически, так и психически!