В 2009 году были проведены полевые исследования самообучаемости школьников:
1) самой северной Сындасской начальной школы-интерната;
2) Новорыбинская средняя школа;
3) Хатангская средняя школа-интернат;
4) Хатангская средняя школа № 1;
5) Хетская средняя школа-интернат.
Всего приняли участие в полевых исследованиях самообучаемости 131 школьников:
из них учащиеся 4-х классов — 50 человек, учащиеся 5-х классов – 81 человек.
Сферы психической деятельности по принципу преемственности самообучения
Какие психические функции и процессы наблюдались в ходе полевых исследований школьников в неоднородной социокультурной среде обучения и воспитания?
1. Когнитивные функции.
2. Эмоциональный фон в ходе процесса самообучения.
3. Поведенческий фактор в ходе процесса самообучения.
Эмпирические данные и их описание
Какие эмпирические данные полевых исследований были описаны после их проведения?
Задача № 1. На основе принципа самоопределения создать контрольные группы в пяти школах Таймыра.
Задача № 2. На основе принципа самоопределения создать экспериментальные группы в пяти школах Таймыра.
Оценка результатов полевых исследований преемственности самообучаемости личности каждого школьника
Какие результаты полевых исследований самообучаемости школьников оценивались?
- Интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции – психологии этнодидактики.
- Оценка достоверности различий в группах испытуемых на основе обобщающих факторов самообучаемости и пр.
- Коррекция целей и задач исследовательской этномодели самообучения, выдвинутых ранее.
- Соотнесение результатов этномодели самообучения с существующими психолого-педагогическими концепциями и теориями.
- Формулировка общих выводов.
- Оценка перспектив дальнейших исследований самообучаемости школьников.
Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы самообучаемости школьников
- Принципы исследований.
- Методические приёмы организации личностно-интеллектуального процесса самообучения.
- Средства разработки, построения и применения диагностических процедур с целью определения степени самообучаемости.
Этапы полевых исследований самообучаемости личности каждого школьника.
1-ый этап. Лекционно-семинарское занятие с педагогами и работниками школ, принявших участие в полевых исследованиях самообучаемости школьников.
2-ой этап. Предварительное знакомство с результатами успеваемости школьников 4-5-х классов — получение от педагогов информации об успеваемости школьников по математике за предыдущий учебный год.
3-ий этап. Диагностическая процедура — определение актуального уровня развития у школьников 4-х и 5-х классов с помощью знаний, умений и навыков по темам: «Обыкновенные дроби и арифметические действия с ними», «Десятичные дроби и арифметические действия с ними», «Проценты и арифметические действия с ними».
4-ый этап. Кратковременный формирующий эксперимент совместной деятельности взрослых и детей на основе учебных материалов этнодидактического пособия самообучения математике «Занимательная математика для северян».
Основные принципы полевых исследований самообучаемости школьников.
Какие основные принципы единого подхода легли в основу полевых исследований в интерпретации высших психических функций?
В основу учебного этнодидактического пособия самообучения математике «Занимательная математика для северян» были заложены принципы культурно-исторической теории развития высших психических функций.
1-ый принцип. Развитие речи и арифметических операций как особый предмет полевых исследований.
2-ой принцип. Развитие познавательных процессов, включающих:
- внимание;
- память;
- мышление;
- развитие высших форм поведения;
3-ий принцип. Расширение мировоззрения и становление личности ребёнка и личности взрослого.
Заключение
Итак, суммируя вышесказанное, подведём итоги полевых исследований самообучаемости личности каждого школьника в неоднородной социокультурной среде обучения и воспитания.
Во-первых, полноценное развитие самообучающейся личности каждого ребёнка не возможно вне традиций этносемейного воспитания подрастающего поколения.
Во-вторых, грамотная организованная совместная когнитивно-образовательная деятельность педагогов, детей и их родителей даёт высокие результаты самообучаемости личности каждого ребёнка. Это блестяще доказал эксперимент в Сындасской начальной школе-интернате.
В-третьих, если рядом с детьми находятся группы взрослых, тоже самообучающихся, то детский коллектив, конкурируя с ними достигает более высоких результатов самообучаемости. В такой ситуации действительно можно вести речь о высших психических функциях детского саморазвития.
И наконец, результаты полевых исследований самообучаемости личности каждого школьника утвердительно доказали продуктивность и эффективность моего метода тройного стимула.
В этой связи желаю всем педагогам и родителям воссоединиться ради школьной успешности личности ваших детей.