Воображение важнее знаний.
Знания ограничены.
Воображение безгранично.
Альберт Эйнштейн
Что такое культура знаний в этносемье? Что составляет суть культуры знаний в этносемье?
Культура знаний — это регулятор поведения, способствующий формированию этнокультурных, семейных ценностей.
Следовательно, этнокультурные и семейные ценности всем членам этносемьи предстоит закрепить в нормах своего поведения и в традициях семейного воспитания, исходя из стратегических целей семьи.
- Принципы самообучения, самовоспитания и саморазвития детей и взрослых в этносемье.
- Убеждения, сформированные в результате знаний и опытов детей и взрослых.
- Паттерны поведения членов этносемьи.
- Креативность, которая так необходима в житейских ситуациях тундры, лесотундры из-за резкой смены погоды. Именно креативность является ключевой способностью порождать новое и уникальное знание.
- Инновации и творчество детей и взрослых необходимы в этносемье, потому что, например, транспортные принадлежности, одежда часто выходят из строя.
- Генерация идей, когда «Мозговой штурм» — это метод анализа дня или планирование предстоящего аргиша.
- Полное доверие друг другу всех членов этносемьи, на котором строится их коммуникативно-регулятивное сотрудничество, партнёрство.
- Ежемоментная готовность к саморазвитию через самообучение и самовоспитание, благодаря информационной открытости в Интернете.
Самой этникой заложена организационная культура самообучения детей и взрослых, которая способствует:
- созданию новых знаний;
- новаторству;
- творчеству как когнитивно-образовательной деятельности, создающей качественно новые материальные и духовные ценности для всех членов этносемьи.
Разумеется, сама атмосфера этносемейных отношений располагает детей и взрослых процессу самообучения и самовоспитания, когда новые знания и опыт становятся частью их повседневной жизни.
Более того, в тундре и в лесотундре особенно остро ощущается то, что мир меняется на высоких скоростях.
Почему родители и прародители любят и ценят своих детей?
Потому что их гибкое мышление и бушующий интеллект отличаются:
- оригинальностью взглядов;
- неожиданными решениями;
- открытостью;
- любознательностью;
- безграничным воображением;
- упорством;
- восприимчивостью к новой информации;
- умением концентрироваться на сути проблемной ситуации.
Культура воображения
Разве может закрытое пространство школы-интерната и ограниченное мышление педагогов создать условия для детского саморазвития лучше и больше, чем окружающая среда с суровыми природно-климатическими условиями жизнедеятельности в тундре, лесотундре?
Как показала многолетняя педагогическая деятельность, интернатские дети всегда отличались своей молчаливостью и умением рисовать. Я даже сохраняла рисунки моих школьников из Сындасско: Вовы Яроцкого, Вани Кудрякова, Димы Денисюк, но из-за постоянных переездов, я где-то их растеряла.
Если бы эти дети не воспитывались в интернате, а воспитывались в своих семьях, то они могли бы быть довольно конкурентоспособными самообучающимися личностями, потому что все компании мировой известности всегда ставили во главу угла развития такие базовые культурно-знаниевые ценности, как креативность и творчество.
Идеи. Технологии. Креативное содержание
Почему 20% творцов и креативщиков из долган и нганасан в Хатанге не востребованы?
Во-первых, детей с сильным воображением в школах-интернатах никогда всерьёз не воспринимали, потому что рисование или стихописание педагоги относили к пустому развлечению.
Во-вторых, педагоги не смогли углядеть в этих рисунках детскую тоску и печаль, крик души и безысходность ситуации обучения и воспитания в интернате.
В-третьих, педагоги упорно игнорировали долганскую и нганасанскую культуру детей, которых они обучали и воспитывали. Педагоги вспоминали о детях-долганах и детях-нганасанах только тогда, когда надо было для очередного отчёта перед чиновниками образования, заставить детей рисовать под предлогом конкурса или читать стихи под видом тематического вечера.
И наконец, психологическая травма из-за разлуки детей и родителей из этносемьи, породила армию безработных людей, потерянных в этой жизни.
Я заметила, что с каждым годом уменьшается количество детей, умеющих рисовать, писать рассказы и стихи.
Пока будут функционировать школы-интернаты на Крайнем Севере, Сибири и Дальнем Востоке, так и будет исчезать поколение творцов и креативщиков, как майский снег в тундре, лесотундре.
Развитие культуры знаний, воображений и опыта
Где могут быть востребованы сегодня дети из этносемей, которые умеют рисовать, писать рассказы и стихи?
Их ищут и ждут в 13 отраслях креативной экономики.
- Реклама.
- Архитектура.
- Изобразительное искусство.
- Дизайн.
- Мода.
- Кино.
- Музыка.
- Исполнительские искусства.
- Издательское дело.
- Программное обеспечение.
- Игрушки и компьютерные игры.
- ТВ и радио.
- Видеоигры.
Где ждут креативных творцов из тундры и лесотундры?
- В науке и технике.
- В области здравоохранения.
- В математике и программировании.
- В бизнесе и финансах.
- В области права.
- В образовании: этнопедагогике и этнодидактике.
- В искусстве.
- В дизайне и индустрии развлечений.
Сегодня довольно много новых специальностей появились:
- манименеджмент;
- маркетмейкер;
- менеджмент креативности;
- эвристический менеджмент и т.д.
Культура знаний, воображения и опыта в этносемье
Какие базовые ценности этнических семей не берутся Министерством образования и науки на вооружение, которое продолжает плодить школы-интернаты?
Родители в этносемье:
1) любят и ценят личность каждого своего ребёнка не за хорошую учёбу или грамоты за участие в конкурсах, а за его их уникальность, неповторимость;
2) тихо гордятся тем, что их дети всегда инициативны, самостоятельны, ответственны;
3) с гордостью отмечают их новые идеи по улучшению чего-то конкретно;
4) всегда дают право на ошибку, и даже поощряют детей за их неудачный результат, и вместе анализируют ошибочные моменты, потому что это тундра, где нет идеальных людей, здесь ошибаются все, несмотря на их возраст;
5) часто с детьми слушают радиоприёмник или интенсивно, эмоционально и интеллектуально обсуждают различные проблемы по радиосвязи, тундровикам чрезвычайно важна новая информация.
Уже даже эти пять ключевых преимуществ этносемейного воспитания перед обучением и воспитанием в школе-интернате, должны понять, что пришло время воспитывать и развивать ТАЛАНТЫ в условиях этносемьи.
Александра, искренне благодарю за понимание.
Боюсь, что педагоги, работающие с детьми из этнокультурной среды имеют низкий уровень этносознания, что мешает им интенсивно саморазвиваться, профессионально самосовершенствоваться.
У 99,8% школьных учителей заблокирована природная интуиция и профессиональный подход к личностно-интеллектуальному процессу самообучения!