Как цель определяет траекторию пути на повседневной жизненной основе?
Цель — увидеть долганский этнос в лучшей его форме мышления и поведения.
В 1984 году закончила Хабаровский государственный педагогический институт, физико-математический факультет, группу физиков по специальности учитель физики и математики, чтобы обучать и воспитывать подрастающее поколение, достойное своих предков.
В 2004 году поступила в аспирантуру РГПУ им. А. И. Герцена с той же целью интеллектуального совершенства подрастающего поколения, но… через преподавательское самосовершенство учителей.
В 2007 году выиграла Международный грантовый конкурс для обучения на высоком уровне профессионального совершенства. И обучилась многим современным специальностям, получив сертификаты (5) международного уровня.
В 2010 году выиграла ещё один Международный конкурс и обучалась с сентября 2010 года по май 2012 года в Российско-Британской магистратуре в сфере Управления социокультурными проектами, защитив магистерскую диссертацию по теме «Этнокультурный общеобразовательный комплекс», получив два диплома: российский и британский.
Не смотря на то, что Д. А. Медведев (Президент РФ) и В. В. Путин (Председатель Правительства РФ) одобрили мой социокультурный бизнес-проект и рекомендовали обратиться в Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Администрация Таймыра и депутатский корпус не только не одобрили, но даже не посчитали нужным пригласить меня и в режиме реального времени выслушать мои идеи, проигнорировав дальновидным желанием, стратегическим мышлением 75 жителей тундрового посёлка Сындасско, которые горячо, самоотверженно и решительно поддержали структуру и содержание бизнес-проекта. К сожалению, ограниченность мыслительной деятельности и укоренившейся привычки
«Не видеть дальше своего носа» элиты Таймыра заблокировала счастливое будущее долган.
23 октября 2015 года, благодаря перспективно мыслящим спонсорам и желанию моей глубокоуважаемой и бесценной коллеги, Анны Борисовны Дурмановой, директора Русской Монтессори-школы, была открыта разновозрастная школа (1.8 — 7.7 лет) по принципу преемственности поколений. Она была реально фантастической, поскольку дети и родители самообучались по принципам психологии школьной этнодидактики — это была та этнодидактическая мини-модель проекта «Этнокультурный общеобразовательный комплекс», но … на чисто российской культуре через русский язык и речь. Благодаря функционированию этой школы, я рискнула создать веб-сайты «Этноразум» и «Этнодумка», преодолев мощный психологический барьер.
Через каждые две недели функционировал такой школьный социокультурный орган, как «родительское собрание». Что же было в нём особенного?
Во-первых, родители брали в руки портфолио своих детей не как родители, а как сами дети.
Во-вторых, я к ним обращалась, как к самим детям по имени их детей. Вы не представляете, что происходило с родителями. Их сознание в мгновение ока трансформировалось в форму мышления и поведения личности собственного ребёнка, поскольку они на весь личностно-интеллектуальный процесс самообучения смотрели глазами ребёнка и испытывали торнадо эмоций через познание.
В-третьих, я их обучала по своим авторским методикам и они выполняли все когнитивно-образовательные действия в роли собственных детей.
И наконец, в ходе общения они приходили к неожиданно радикальным умозаключениям.
1. Какой же мой ребёнок умный!
2. А я его, оказывается, совсем не знала.
3. Как же я завидую собственному ребёнку, что у него такой уникальный педагог.
В 2018-19 гг. по просьбе философски дальновидного долганина с умением стратегически мыслить мне пришлось принять участие в конкурсе учебников на этноязыках КМНСС и ДВ, так появился букварь долганского языка нового поколения, благодаря глубокому анализу, с одной стороны, долганоязыковой ситуации в образовании всех ступеней обучения и воспитания. А с другой — традиционного долганского алфавита на научно обоснованной базе.
Однако гранитная стена непонимания и непринятия этноязыковой реальности авторами, методистами и чиновниками образования отражает не только мои попытки быть услышанной, но и желание более 80% долган изменить на корню все принципы обучения и воспитания подрастающего поколения на фундаменте традиций семейного воспитания, полученными нами в качестве культурно-языкового наследия наших предков.
Итак, как видите, я постоянно меняла методы, способы и формы моих действий, но никогда не сворачивала с пути — увидеть долганский этнос в лучшей его форме мышления и поведения. Если мы, старшее поколение, не займёмся вплотную развитием языка предков, то нанесём непоправимый духовно-нравственный урон нашим внукам и правнукам. И… как будто В. В. Путин услышал меня — вчера наш Президент, не считаясь фактами своей занятости, в прямом эфире заставил народ заговорить об языке предков через призму его совершенства. Я рада, что появился Совет по поддержке русского языка и других языков народов России!