Если человек, который хочет понять суть моего метода тройного стимула детского саморазвития в процессе самообучения, не читал и не знаком с моим этнопособием самообучения математике «Занимательная математика для северян», то, думаю, будет испытывать некий знаниевый дискомфорт в виде непонимания.
Выдающийся советский психолог, Л. С. Выготский, считал, что «житейские понятия» вызывают систему наглядно-действенных связей, «научные понятия» вводят в систему вербально-логических определений.
Первый стимул детского саморазвития
1-ый стимул – система наглядно-действенных связей в житейском социокультурном опыте личности каждого ребёнка.
В этнодидактическом пособии «Занимательная математика для северян» этот стимул есть интеллектуальная программа самообучения «Ситуативная конкретика», где академические математические знания даются не в виде названии темы из школьной программы, а как «Этнокультурный элемент».
Второй стимул детского саморазвития
2-ой стимул – система вербально-логических определений в процессе самообучения.
В этнопособии «Занимательная математика для северян» этот стимул реализуется в интеллектуальных программах самообучения «Опорные сигналы» и «Лист самоконтроля».
В «Опорных сигналах» в виде схем, знаков и ключевых слов структурирована учебная информация, изложенная в «ситуативной конкретике» в диалоговой форме общения не только членов этносемьи Жарковых, но и животных, обитающих на Таймыре.
Цель вышеназванных интеллектуальных программ самообучения заключается в том, чтобы у детей сформировались понятийное мышление в речи и мыслительная смыслообразующая речь.
Третий стимул детского саморазвития
3-ий стимул – система сформированных знаниевых компетенций личности каждого ребёнка в результате коммуникативно-регулятивного сотрудничества детей и взрослых.
В этнопособии «Занимательная математика для северян» этот стимул реализауется в интеллектуальных программах самообучения «Самопроверка» и «Диагностический тест самообучения», когда дети сначала тренируются с помощью практических заданий, затем, самостоятельно диагностируют степень усвоения учебного материала.
Иными словами, степень сформированности знаниевых компетенций.
Замечательный сон про метод тройного стимула
Однажды мне приснился сон.
Я услышала гул садящегося самолёта, подошла к окну, чтобы его увидеть. И вдруг открывается дверь, и … заходит сам Лев Семёнович Выготский.
— Здравствуйте! – поздоровался Лев Семёнович при входе в мой отчий дом.
— Здравствуйте, Лев Семёнович! – радостно я его поприветствовала. – Я Вам так благодарна за Ваш принцип двойной стимуляции, потому что именно его взяла за основу написания своего этнопособия самообучения математике.
— Нет, тут мой принцип двойной стимуляции не причём, это только твой метод и называется он «Метод тройного стимула».
Пока я попыталась узнать, почему так решил Лев Семёнович, он уже исчез, и … я услышала гул взлетающего самолёта «АН-2».
Заключение
Помню, в конце полевых исследований школьников 4-ого и 5-ого классов в Новорыбном, четвероклассник спросил: «А мои дети будут учиться по этой умной книге?».
Этим своим вопросом четвероклассник, с одной стороны, подтвердил правильность всех принципов:
- психологии этнодидактики;
- самообучения;
- детского саморазвития;
- психологии этнопедагогической дидактики.
С другой стороны, определил стратегию детского саморазвития.
Следует заметить то, что метод тройного стимула детского саморазвития возможна только при наличии личностно-интеллектуальной среде процесса самообучения.