Site icon Этнодидактика

Этнодидактический принцип опыта и знаний

Мысль - единица мышления

Мысль. Мышление. Интеллект

Примерное время на чтение статьи: 5 минуты

Что такое опыт?

Опыт — это множество проанализированных ошибок, которые формируют определённые знаниевые компетенции.

Надо полагать, что знаниевые компетенции — это не просто заученные определения понятий и формулировок аксиом и теорем. Это осмысленные, осознанные и понятые знания, полученные в результате неудачных попыток что-то и как-то сделать.

И принцип получения опыта можно озвучить так: «Я хоть что-то попробовал! Зато я не буду жалеть и переживать по поводу того, что НЕ попробовал. Я получил опыт».

Как приобретаются новые знания?

Во-первых, чтобы приобрести осмысленные знания необходимо испытать неудачи в виде отсутствия ожидаемых результатов.

Во-вторых, если ребёнок испытывает страх совершить ошибку, то он долго не сможет приобрести определённые знания и ценный опыт.

В-третьих, согласно долганским традициям воспитания подрастающего поколения родители не должны избегать проблемных ситуаций, чтобы чтобы ребёнку вовремя помочь осмыслить его ошибки.

Житейский пример

Семья дружно и слаженно собиралась к аргишу, а моя 6-летняя знакомая увлеклась чтением книги, не обращала внимания на то, как все вокруг по-деловому суетятся.

Она очнулась только тогда, когда никого вокруг не было, следов никаких тоже не видно. И она поняла, что все ушли, оставив её совсем одну в тундре, где легко можно встретить волков, бешенных песцов.

И тогда она поняла собственную вину — никому не помогала собираться к такому сложному и ответственному переходу на другое место пастбища, где есть корм для оленей.

Не будь она наблюдательной, может быть бы и потерялась в тундре и была съедена волками или покусана бешенными песцами. Но … привычка наблюдать, сравнивать и анализировать помогла ей.

Она внимательно смотрела на слегка помятые травинки, и шла очень быстро, благодаря тому, что в этносемье родители уделяют достаточно времени воспитанию у детей физической выносливости.

Через час она услышала лай любимых помощников семьи в тундре и побежала на этот знакомый и радостный зов.

Чему мудрые родители научили свою дочь?

  1. Быть всегда с членами семьи.
  2. Помогать всем, а не ждать, когда её позовут.
  3. Помнить о своих обязательствах, потому что каждый ребёнок в тундре за что-то отвечает.
  4. Быть наблюдательной к окружающей среде: природы и животных.
  5. Вспоминать разговоры и планы родителей.
  6. Быть физически здоровой: быстро и легко бегать.
  7. Ценить родительские уроки и благодарить их за это.
  8. Быть самостоятельной и ответственной.
  9. Уметь анализировать свои поступки, чтобы вовремя попросить прощения.

Этнодидактическая технология самообучения

Во-первых, чрезвычайно важно создавать условия для стимулирования детской любознательности на основе любопытства.

Во-вторых, педагогам и родителям обязательно учитывать желание ребёнка узнать что-то.

В-третьих, следует постоянно поддерживать детский интерес к познанию, чтобы детей не исчезал пытливость детского ума. Иными словами, педагогам и родителям важно помнить о необходимости помогать ребёнку познавать окружающий мир, используя предметы из их окружающей среды. Например, если ребёнок хочет узнать — что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг соли? Пусть он ответит так, как считает сам. И после его ответа следует проверить правильность ответа.

И наконец, дети любят рассуждать, имея конкретные предметы, видеть настоящие явления, события или житейские ситуации. Например, обсудить притчу о двух ослах.

Притча о двух ослах: мышление и интеллект

Два осла отправились в дорогу. Один нёс соль, другой — вату. Первый едва передвигал ноги — так тяжела была его ноша. Второй шёл легко. Вскоре им пришлось переходить реку. Первый осёл остановился в воде и стал купаться. А когда вышел на берег, побежал во всю прыть: ноша его стала во много раз легче. Второй осёл тоже сталь купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его ноша.

Почему ноша первого осла после купания стала легче, а второго — тяжелее?

Итог. В ходе рассказа у ребёнка включается пространственное мышление, поскольку он знает, что такое «вата» и «соль». У него легче запускается процесс мышления, который способствует формированию способности рассуждать, размышлять, обосновывая свои аргументы по поводу ситуации с ослами.

Этнодидактика ускоряет процесс мышления, формируя интеллект

Общеизвестно, что интеллект — это способность принимать конкретные решения, думая, рассуждая, размышляя или мысленно представляя, соизмеряя обстоятельства, средства, способствующие реализации намеченной цели.

Естественно, легко понять, что у думающего ребёнка, с одной стороны, высокая концентрация внимания, а с другой — высокая степень логического мышления за счёт умения абстрагироваться (отвлечься) от предметов, представляя их в уме.

К сожалению, именно отсутствие привычки абстрагироваться мешает детям переходить из числового выражения в уравнение, заменив одно число буквой.

Например, в числовом выражении 5*7 — 30 = 5 заменим буквой «у» число 7, чтобы получить уравнение: 5у — 30 = 5, найти неизвестную переменную «у». Точно также можно составить из числового выражения (примера) неравенство, чтобы на отрезке найти область определения «у».

Итак, 5у — 30 > 5. Каким должен быть «у», чтобы левая часть всегда была больше 5 (правой части).

«В каждой из пяти оленьих упряжек были запряжены по 7 оленей, но 30 оленей оказались быками. Сколько важенок было в пяти оленьих упряжках? Можно ли важенок запрягать?».

Как видите, такую задачу ребёнок из тундры решит легко и быстро, чем задачу с поездами, силосами или бассейнами.

Задачи из этнодидактики ускоряют мышление, совершенствуя интеллект

  1. Когда личность каждого школьника имеет дело с предметами, явлениями и ситуациями из их окружающей среды, тогда они легко социализируются. Иными словами, быстрее и без стресса воспринимают темы из образовательной программы школьного обучения.

2. Они проявляют психологическую готовность к общению и взаимодействию.

3. Надо понимать, что любой предмет или любое явление из другой среды, высказанные по-русски, уже для детей из тундры являются абстракцией.

Напомню, что в моём этнодидактическом пособии самообучения математике «Занимательная математика для северян» даны олимпиадные задачи (70%), но в контексте долганской культуры, долганских традиций хозяйствования. И дети их решают спокойно, быстро и комфортно.

Однако нет никакой необходимости переписывать учебники, просто надо продумать и разработать адаптационное этнодидактическое пособие в познавательно-логической форме мышления, чтобы школьнику было комфортно самообучаться по нему.

Критерии интеллектуальной полезности этнодидактического пособия самообучения

Критерий № 1. Тексты в этнодидактическом пособии самообучения школьному предмету должны быть ЧИТАБЕЛЬНЫ!

Критерий № 2. Тексты в этнодидактическом пособии самообучения школьному предмету должны стимулировать логическое, смысловое МЫШЛЕНИЕ!

Критерий № 4. Этнодидактическое пособие самообучения школьным предметам должно выполнять роль «Семейного репетитора». Это значит, что родители и прародители детей могли чётко определить цель каждого практического задания по темам определённого школьного предмета.

Потому что познавательно-знаниевый учебный материал, написанный на доступном предметно-содержательном языке житейского опыта, у детей и их родителей, прародителей вызывает неподдельный интерес к математике, физике, химии, биологии, географии и т.д.

Диалектико-этнодидактический закон

Если при разработке этнодидактического пособия самообучения школьному предмету любой этнопедагог-дидакт должен соблюдать выполнение диалектического закона формирования интеллекта: эмпирическое мышление → теоретическое мышление → практическое мышление.

Разумеется, этнопедагогам-дидактам необходимо опираться на такую этническую особенность северян, как привычку РАЗМЫШЛЯТЬ, рассуждая. А иначе все северные этносы в суровых природно-климатических условиях НЕ выжили бы.

Соответственно, оленеводы, пастухи, чумработницы, рыбаки и охотники ежемоментно находятся в этнодидактическом режиме познавательного поиска и неожиданных открытий, которые, с одной стороны, запускают процесс мышления, а с другой — совершенствуют интеллект.

Этнодидактическая среда самообучения

Этнодидактическая среда самообучения — это образовательная среда этнических традиций формирования мышления и интеллекта, в которой личность любого ребёнка и взрослого, благодаря усидчивости, настойчивости, упорству и мужеству, умеют выживать в экстремальных природно-климатических условиях жизнедеятельности, сохраняя оленьи стада.

Как в содержании этнопособия самообучения математике «Занимательная математика для северян» учтены этнические особенности долган?

Следует уточнить, что этнопособие самообучения математике состоит из 6 интеллектуальных программ самообучения. Из базовой является «Ситуативная конкретика», где житейский социокультурный опыт личности каждого школьника включён в новые когнитивно-образовательные связи, с помощью академических математических знаний в разделе «Обыкновенные дроби» .

Итак, любое новое знание, приобретённое в ходе познания через призму этнодидактики мышления и интеллекта, не просто прибавляется к имеющимся знаниям, но и успешно перестраивает житейский социокультурный опыт личности каждого школьника на качественно новый уровень.

Exit mobile version